Сопроводительное письмо - писать или не писать?

Необходимость предоставления сопроводительных писем – частая тема для обсуждения. Некоторые работодатели требуют их, другие считают необязательными или лишними. Это расхождение в требованиях и мнениях часто сбивает с толку соискателей. Попробуем разобраться, в каких случаях сопроводительное письмо необходимо, а в каких - лучше его не предоставлять.

Результаты опросов на LinkedIn, проведенных среди рекрутеров и нанимающих менеджеров, показали, что порядка 35% респондентов внимательно читают сопроводительные письма, однако 45% не придают им значения или не читают вовсе. Оставшиеся 20% действуют по ситуации – в зависимости от специфики роли, процесса найма, требований руководства и т.д.
  • 35 %

    всегда читают
  • 45%

    не придают значения/не читают
  • 20%

    действуют по ситуации
Чтобы разобраться, нужно ли тратить свои ресурсы на написание сопроводительного письма, давайте рассмотрим, каковы плюсы и минусы его предоставления работодателю.

Плюсы сопроводительного письма

Напомню об одном важном моменте. Чтобы сопроводительное письмо работало на Вас, оно должно быть адаптировано под вакансию, персонифицировано (обращено к конкретному читателю), написано понятно и лаконично. Оно не должно быть шаблонным, сгенерированным чат-ботом, заимствованным у другого соискателя – такое письмо не будет иметь ценности, а воспримется читателем как набор клише или пространных фраз.

Правильно написанное письмо будет подчёркивать Ваши компетенции и опыт, связанные с целевой вакансией, Ваш персональный интерес к должности и компании, Ваши преимущества перед другими кандидатами. Оно позволит прояснить вопросы и развеять сомнения относительно карьерной траектории (например, перерывы в работе, смену профессии или отрасли, уход из корпорации во фриланс). Сопроводительное письмо – отличный шанс помочь читателю сделать правильные выводы и продемонстрировать искренний интерес к вакансии и компании. А это определенно добавит Вам очков, если письмо будет прочитано.


Минусы сопроводительного письма

Существенным минусом сопроводительного письма являются время и усилия, затрачиваемые на его составление и адаптацию под каждую вакансию. Этот процесс может быть особенно обременительным, если вы одновременно откликаетесь на несколько вакансий. Кроме того, нет никакой гарантии, что специалисты по найму прочитают Ваше письмо. Если письмо плохо составлено (сумбурно изложено, не персонифицировано, с ошибками, на скорую руку), или сгенерировано чат-ботом, оно может испортить впечатление даже от самого сильного резюме и, в таком случае, его наличие будет хуже, чем его отсутствие.
Сопроводительные письма для топ-менеджеров
Конечно, резюме кандидата и его профессиональная репутация будут первостепенными при отборе на вакансии топ-уровня. Однако в некоторых случаях сопроводительное письмо может быть доводом сделать выбор в пользу определенного кандидата, если речь идёт о конкурирующих кандидатурах с равноценным опытом.

Сопроводительные письма для топ-менеджеров требуют особого подхода. Они должны подчеркивать влияние на успех организации посредством количественных результатов, таких как рост выручки или повышение рентабельности, а также акцентировать внимание на лидерских качествах, способности видеть большую картину и стратегически мыслить. Таким образом, кастомизация и учет проблем целевой компании будут иметь решающее значение при прочтении.
Так что же делать?
Однозначно нужно писать, если работодатель указал сопроводительное письмо в качестве обязательного атрибута к отклику. В этом случае значимость письма будет максимально высокой, и оно должно быть составлено безупречно. Вы должны быть уверены в его в качестве и соответствии необходимым критериям по объёму, структуре и стилю изложения

Если речь идёт о вакансии мечты, или вакансии на топовую должность, также направляйте сопроводительное письмо. Ведь второго шанса произвести впечатление может не случиться.

Если сопроводительное письмо не является обязательным требованием, рекомендуется всё же его предоставить. В лучшем случае – оно повысит шансы на победу. В худшем случае, его не прочитают, и Вы зря потратите некоторое время.

Здесь также имеет смысл задуматься о Вашем подходе к поиску работы.
Если Вы веерно откликаетесь на десятки вакансий, не особо вникая в их суть, а ориентируясь лишь на совпадения по ключевым словам, о написании кастомизированных писем не может быть и речи. Однако такой подход ни к чему не приведет, кроме траты Вашего времени и крайне низкой конверсии по откликам.

Не лучше ли потратить это время на поиск и рассмотрение нескольких наиболее интересных вакансий и составление сильных, убедительных сопроводительных писем? В этом случае Вы значительно повысите качество своего отклика и шансы на успешное рассмотрение Вашей кандидатуры.

И запомните главное правило: лучше отсутствие письма, чем плохое письмо.

А если Вы сомневаетесь в своих навыках составления сопроводительных писем, Вы всегда можете обратиться за помощью к профессиональному карьерному консультанту. Это значительно сэкономит Вам силы и время и сделает Ваш отклик максимально эффективным.

Анна Степура

24.01.2025

Контакты
+7 903 176 92 97
anna.stepura.career@gmail.com
Made on
Tilda